читать все записи

Кузнецовский фарфор

Трудно найти в России человека, который никогда бы не слышал про кузнецовский фарфор. Многим эти слова знакомы с детства, когда бабушка или мама говорили: «Осторожнее с этой тарелкой, это Кузнецов!» И маленький человечек, вообще ничего не понимая про посуду и фарфор, заочно проникался уважением к этому неизвестному «Кузнецову», посуду которого берегли, хранили в сервантах и доставали только по праздникам.  Вот оно – настоящее величие торговой марки, увы, ныне не выпускающейся, но по-прежнему существующей. Кузнецовская посуда так и стоит на полках бережливых хозяек, передаваемая из поколение в поколение, или приобретается в антикварных магазинах. А все потому, что с годами она только становится дороже и превращается в настоящую реликвию.

Годом основания фарфоровой империи принято считать 1812 год, когда Яков Васильевич Кузнецов, открыл первое фарфоровое производство в районе Гжели Московской области. Семейное дело подхватили его сын, а потом его 3 внука. Один из них, Сидор Терентьевич, в 1841 году основал Рижскую фарфоро-фаянсовую фабрику, после его смерти в 1872 году перешедшая к сыну Матвею Сидоровичу. В 1889 году было образовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», в который со временем вошло 7 российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды, в том числе известная фарфоровая фабрика Гарднера в подмосковном селе Вербилки.
 

К началу 1900 года «Товарищество» стало крупнейшим в Европе производителем фарфоровой посуды, ведь на его фабриках производилось более российского фарфора. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества и ему разрешили использовать императорскую символику на своих изделиях – двуглавого орла. Изделия Кузнецова  экспортировались во многие города Европы и большая роль в экспорте принадлежала фабрике в Риге.

Рига была выбрана Кузнецывами для строительства фабрики не случайно. Во-первых, они планировали использовать местный порт для импорта сырья и экспорта готовой продукции. Во-вторых, именно в Риге (лифляндской столице того времени) существовала одна из самых больших  старообрядческих общин. Для набожных Кузнецовых это было важно, ведь известно, что большинство рабочих на их фабриках также были старообрядцами.

После Октябрьской революции все фабрики «Товарищества Кузнецова» на территории России были национализированы. В это же время В.И. Ленин подписал указ о независимости Латвии. Поэтому получилось, что у Кузнецовых осталась в собственности одна рижская фабрика. Правда, за годы революции ее состояние стало очень плачевным, но Михаил Матвеевич Кузнецов, продав оставшуюся фарфоровую продукцию на складе, смог запустить производство. В 1921 годы члены семьи Кузнецовых, которые не попали под репрессии (а многим их них были приклеены ярлыки «латышских шпионов»), перебрались в Латвию. 

По сравнению с прежними временами, Кузнецовы стали жить скромно, вся семья была занята на производстве. Объемы выпуска продукции росли, но тут случился новый поворот истории. В 1940 году в Латвии была провозглашена Советская власть и предприятие все-таки было национализировано, директором фабрики назначили бывшего кузнецовского химика. В этих условиях Кузнецовы покинули Прибалтику и были вынуждены эмигрировать на Запад.

Во время войны и в послевоенный период производство фарфора в Риге тоже действовало, но марка Кузнецовых была ликвидирована, их завод стал называться Рижским фарфоро-фаянсовым заводом. Он существовал до 90-х годов, а потом был признан банкротом и закрылся.

В настоящее время в Подмосковье существует артель, которая считает себя продолжателями дела Кузнецовых. Вполне возможно, что они выпускают неплохой фарфор, но только вот к Кузнецовскому фарфору это отношения не имеет, потому что Кузнецов – это не просто технологии, это невероятная жизненная философия и семейные традиции, вложенные в дело.

читать все записи